Эта вилла (хотя правильнее было бы сказать "эти виллы", так как по мере роста своей коллекции последний владелец виллы, англо-итальянский аристократ и коллекционер Фредерик Стибберт приобретал и присоединял к вилле соседние земельные участки и зданияИ вообще, по мере роста своей коллекции, Стибберт прикупал близлежащие земельные участки и виллы. Так, в конце 70=ых годов 19 века Стибберт приобрел виллу Бомбиччи и соединил ее с виллой Стибберт. ). Англичанином был его отец, Томас Стибберт, после наполеоновских войн осевший в Италии (сначала в Риме, а потом во Флоренции), мать Фредерика Стибберта, Джулия Кафаджи, служила у него горничной. Огромное наследство Фредерик получил от деда, генерала и управляющего Ост-Индской компании, губернатора Бенгалии. Учеба (в Кэмбридже, жесткие правила и дисциплина) давалась ему с трудом и не увлекала его. Видимо, уже тогда его эксцентричный характер давал о себе знать. Но со всей полнотой он проявился в коллекционировании. (хотя, наверное, и дельцом он был успешным, ведь даже огромного наследства вряд ли хватило бы на все приобретения).
В чем проявлялась его эксцентричность?
Например, на
одном из аукционов Стибберт приобрел ковер.
Но ни в одну комнату виллы он не уместился. Тогда
Стибберт построил для него специальную
комнату!
Обратите внимание на портрет - это мать Фредерика с дочерьми, а также на камин - мастер неправильно рассчитал объем работ и разорился.
Если у вас не очень
много времени на осмотр музея, я советую
сразу разделиться «мальчики направо,
девочки налево». Потому что коллекцию
оружия будет интересно посмотреть
мальчикам,
а коллецию фарфора и жилые помещения — девочкам.
При жизни Стибберта
в залах и комнатах виллы царил
«художественный беспорядок», многие
предметы были просто разложены на полу.
Зато к доспехам и оружию Стибберт
подходил очень серьезно: манекены для доспехов были изготовлены специально, на
заказ. Причем не только людей, но и лошадей. Да-да, лошади выглядят
как настоящие (ну, в крайнем случае, как
чучела настоящих лошадей, а между тем
это манекены (из
папье-маше, дерева и гипса). В
коллекции более 3000 единиц хранения, и
ее уникальность не только в том, что это
самая богатая за пределами Японии
коллекция восточного оружия,
но (на мой взгляд) в том,
что в ней присутствуют просто бесценные (для изучения быта и по-человечески, потому что такие вещи обычно не сохраняются, так как "не представляют интереса для истории"). Например,
коллеция пуговиц (мне бы туда, порыться!!!), коллекция женского костюма. Эти предметы попадали в коллекцию
«непреднамеренно», так как просто входили в купленный на аукционе лот (именно аукционы и являлись основным
источником пополнения коллекции).
Вот это, например, - из виллы Демидова в Сан-Донато
На вилле бывал Оскар
Уальд, Стибберт был знаком с поэтом
Габриэле Д'Аннунцио (они были свидетелями
невесты и жениха соответственно на
какой-то флорентийской свадьбе).
Самым известным
залом является вот этот — зал кавалькады
или оружейный зал. 12 вооруженных
наездников в доспехах как европейских,
так и исламских.
Кстати, это еще одна особенность музея - возможность сопоставить доспехи, вооружение, одежду (а через них и культуру, обычаи, мировоззрение) разных культур.
Вы
никогда не задумывались, что еще в 15-16
веках итальянские и французские доспехи
отличала элегантность, а немецкие —
прочность и добротность. (нужно ли
проводить параллель с современностью?
С машинами, например?). И заметьте, сколько
усилий для того, чтобы защитить, спасти
свою жизнь в европейском вооружении, и
какое небрежение в этом в исламской
культуре и еще больше, наверное, в
японской — щит там не только ненужный, но и постыдный предмет. Надеюсь, у вас, как и у меня,
будет еще возможность прогуляться без
спешки по залам музея, внимательно
осмотреть каждую деталь и послушать
объяснения экскурсовода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий